Бизнес-план интернет магазина – очень важный элемент в предпринимательской деятельности. Это касается и тех, кто собирается открыть свой интернет-магазин. В данной статье мы расскажем, чем обусловлена важность бизнес плана и как его правильно составить.
Так как, многие фирмы, которые занимаются разработкой столь важной составляющей любого серьезного бизнеса, выставляют ни обоснованно высокие ставки за свою работу.
Бизнес-план: что такое и для чего нужен?
Если охарактеризовать в целом, бизнес-план – основной документ любого коммерческого предприятия, описывающий, с помощью каких действий, стратегий и мер будут достигаться цели и задачи организации.
Однако предназначение бизнес-плана для реального магазина и для интернет-магазина немного различаются между собой. В реальной практике бизнес-план зачастую нужен для привлечения инвесторов, чтобы убедить их в том, что нужно поддержать материально именно эту идею.
Как создать интернет магазин БЕЗ ВЛОЖЕНИЙ за 5 минут; ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ
Также бизнес-план предоставляется, когда начинающий предприниматель берет крупный банковский кредит для открытия своего дела. Чаще всего люди просто заказывают составление плана у компаний, специализирующихся в данной области. Увы, но собственник предприятия зачастую даже не имеет представления о том, как будет функционировать его предприятие, какие доходы и расходы оно понесет.
Просматривая бизнес-план своей организации, владелец не в состоянии понять, откуда взялись многие цифры и расчеты. И это огромное упущение. Человек, который не проникся всеми тонкостями своего дела, вряд ли сможет вести успешную деятельность.
Бизнес-план интернет-магазина отличается тем, что его основатель кропотливо занимается разработкой своей идеи, знает каждую мелочь и особенность работы. Конечно, речь идет не о крупных интернет-проектах, которые также могут заказать разработку у специалистов.
Речь идет о тех, кто хочет своими силами открыть дело с нуля и не отдавать огромные деньги за составление бизнес-плана.
Итог всего вышеизложенного текста прост: каких бы масштабов ни была ваша организация, бизнес-план лучше всего для нее составить самому.
Сделать это довольно непросто, но интересно. Представьте: вы сами создаете и продумываете свое детище с нуля. Сначала это просто слова и абстрактные идеи, потом они приобретают все более четкие цифровые формы, расчетные показатели. Но помимо практической пользы самостоятельное составление бизнес-плана интернет магазина, несет в себе и эмоциональное преимущество.
Во время разработки своей идеи человек начинает все больше ей проникаться и все больше ей верить. Это очень важный психологический момент: вдохновение своей работой и осознание того, что вы на правильном пути – уже гарантирует половину успеха!
Составление бизнес-плана интернет-магазина: пошаговая инструкция
Не будем слишком долго рассуждать об очевидной пользе бизнес-плана, и начнем говорить конкретнее. Вообще, какого-то единого общепризнанного шаблона, по которому нужно составлять бизнес-план интернет магазина, не существует.
Это индивидуальная, авторская и отчасти творческая работа. Некоторые расписывают бизнес-план на сотни страниц, другие ограничиваются поверхностным описанием в общих чертах. На наш взгляд, оптимальный бизнес-план для интернет-магазина должен содержать следующие разделы:
- Описание своего интернет-магазина
- Описание своего товара
- Анализ рынка
- План маркетинга
- Производственный план
- Организационный план
- Финансовый план
- Оценка рисков
Эти разделы более-менее универсальны, и их можно применить практически к любому предприятию, не только к интернет-магазину. Первая половина разделов в большей степени представляет собой «болтологию», теоретическую часть.
Вторая половина разделов – расчетное обоснование первой части в конкретных цифрах. Подробнее остановимся на каждом разделе.
Описание своего интернет-магазина
Здесь требуется максимально подробно продумать основные характеристики и структуру магазина: будет он оптовым или розничным; многостраничным каталогом или одностраничным монотоварным сайтом.
Продумайте все до мелочей: на каком домене лучше зарегистрироваться (рекомендуются популярные: net или com), какую организационно-правовую форму выбрать: ИП или ООО (рекомендуется ИП) и т.д. Здесь же нужно продумать все «фишки», которые выгодно будут выделять ваш сайт.
Также нужно сформулировать (хотя бы для себя), какую пользу ваш проект может принести людям, ради чего он функционирует и какая его основная стратегическая цель (в нашем случае это получение прибыли).
Необходимо до мелочей продумать интерфейс сайта, решить: сконструировать интернет-магазин самому или прибегнуть к помощи профессионалов. Конечно же, нужно выбрать то, что вы будете продавать. По статистике самыми популярными товарами, продаваемыми в интернете, являются
В качестве идей для монотоварного магазина можно подобрать какой-нибудь интересный и малораспространенный гаджет или какую-либо диковинную вещь. Монотоварные магазины будут пользоваться большим успехом, если предлагать не банальный и распространенный продукт, а что-то необычное и цепляющее.
Пример тому сайт handgum.ru. Продают довольно бесполезную штуку, зато она уникальная и особенная, а потому торговая площадка успешно функционирует уже много лет.
Определившись со всеми основными деталями, можно переходить к следующему разделу
Описание своего товара
Здесь нужно объяснить, чем вы руководствовались при выборе именно этого продукта? Помните, что предлагаемый товар должен отвечать следующим основным критериям:
- быть востребованным
- быть конкурентоспособным
- быть товаром постоянного, а не сезонного спроса
Существует отдельная категория товаров, которые можно продавать на одностраничном сайте. Это различные вещи импульсивного спроса – различные «чудо-приспособления», слухи о которых годами ходят в интернет-пространстве.
Зачастую товары импульсивного спроса оказываются абсолютно бесполезными, но можно отыскать несколько достойных вещей и организовать их продажу.
Анализ рынка
С этого раздела начинаются более-менее серьезные исследования, подкрепляемые реальными цифрами. Данный раздел очень обширен. Здесь нужно изучить рыночную нишу, в которой вы решили обосноваться.
Во-первых, желательно узнать, как много конкурентов вы имеете, сколько похожих интернет-магазинов существует. Если для продажи вы выбрали популярный товар, то можно даже не тратить время на поиск конкурентов: их будет огромное количество. В связи с этим нужно будет «полазить» по интернету в поиске наиболее крупных и серьезных магазинов и провести анализ 2-3 конкурентов.
Если ваш сайт многотоварный, то выбирайте для анализа таких же конкурентов с сайтами-каталогами, если вы имеете одностраничник – то сравнивайте его с аналогичными лэндинговыми страницами.
По каждому конкуренту нужно будет сделать SWОT (это уж если совсем серьезно подойти к делу). В принципе, можно обойтись без этого сравнительного анализа, однако он дает понять, где вам необходимо доработать и улучшить свою идею. SWОT – анализ – это таблица из четырех граф: сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.
По примеру из картинки вы можете проанализировать свое положение и положение конкурентов и подумать над тем, как усовершенствовать свое дело.
Разобравшись с конкурентами, нужно перейти к потребителям, т.к. они – важнейшая составляющая рыночной структуры. Можно «прикинуть», какое число потенциальных клиентов будет вам обеспечено в зависимости от продажи того или иного товара. Допустим, вы решили продавать детские коляски. В сервисе Яндекс.Вордстат введите следующее.
Ежемесячных запросов по этой теме – 46 тысяч, неплохое число. Очевидно, что не вся эта арава соберется заказать коляску именно у вас, поэтому делаем некоторые грубые корректировки.
Допустим, из 46 тысяч человек хотя бы половина, (т.е. 23 тыс. людей) приобретет коляску через интернет-магазин. Теперь образно представим, что ваша доля рынка составляет 0,1% от всех интернет-магазинов, торгующих колясками.
Может показаться, что это очень мало, но при таком раскладе вы продадите в месяц 23 коляски, что уже весьма неплохое число. Пусть средняя стоимость одной купленной у вас коляски равна 35.000 рублей., а закупили вы их по 27.000 руб.
Соответственно 35000*23 – 27000*23 = 805000 – 621 000 = 184000 рублей в месяц (но это не чистая прибыль, поскольку из нее не вычтены налоги и ежемесячные издержки на содержание интернет-магазина).
Таким образом, приблизительное число потребителей и возможный доход можно рассчитать для абсолютно любого товара и сравнить, с каким продуктом предоставляются более широкие перспективы.
План маркетинга
Здесь нужно тщательно продумать, какими средствами вы будете раскручивать магазин. В обязательном порядке рекомендуется:
- Воспользоваться как минимум контестной рекламой.
- Произвести оптимизацию интернет-магазина.
- Производить поисковую (SEO оптимизацию), стараясь поднять ваш сайт на высшие строчки поисковика
- Настроить и использовать медийно-контекстные баннеры.
Также в зависимости от вида товара можно размещать рекламу на специализированных тематических форумах, площадках, досках объявлений. Довольно универсальными методами является рекламная е-мейл рассылка, а также продвижение своего проекта в популярных социальных сетях.
Помимо всего, в плане маркетинга необходимо продумать всевозможные акции, скидки, бонусы и другие вещи, стимулирующие клиентский спрос.
Производственный план
С помощью него вы должны спланировать количество сотрудников, которые будут на вас работать, продумать их рабочий график и должностные обязанности. Если ваш магазин крупный и серьезный, то следует нанять одного или нескольких помощников для обработки заказов, т.к. в одиночку вы будете справляться хуже.
Если это некрупный одностраничный магазин, то с производственным планом нет смысла заморачиваться, поскольку администрированием будете заниматься вы сами. Однако в обоих случаях стоит подумать о найме курьера, если это кажется вам необходимым.
Здесь же, в производственном плане, нужно обозначить зарплату всех привлеченных сотрудников. Оформляется это обычно тоже в виде таблицы.
Организационный план
Организационный план представляет собой перечень всех стартовых затрат, необходимых для открытия интернет-магазина.
Представить его проще всего в виде таблицы
Регистрация в качестве индивидуального предпринимателя | 700 руб. |
Приобретение годового домена и хостинга | 2500 руб. |
Создание сайта интернет-магазина | 30 000 руб. |
Покупка компьютера и прочей техники для осуществления деятельности | 40 000 руб. |
Настройка ПО и оборудования | 2 000 руб. |
Реклама | 20 000 руб. |
Закупка товара (первоначальная) | 620 000 руб. |
Общая сумма: | 715 200 руб. |
Напомним, что это всего лишь пример. Строки в таблице можно убирать и добавлять по необходимости, в зависимости от множества факторов. В некоторых случаях создание сайта может обойтись бесплатно, если конструировать его самостоятельно при помощи готовых шаблонов в интернете.
Приобретение компьютерной и прочей техники для работы также необязательно, если она уже имеется в наличии, и т.п. Создание своего интернет-магазина может обойтись в сумму от 15 000 до миллиона рублей, в зависимости от ваших возможностей и потребностей.
Финансовый план
Позволяет рассчитать среднюю ежемесячную чистую прибыль, рентабельность и срок окупаемости. Оформляется в виде таблицы, где в одном столбце приведены все постоянные и переменные ежемесячные издержки, а в другом – ежемесячная сумма затрат. Наглядно представим это на примере магазина с колясками
Расходы на рекламу | 20 000 |
Фонд оплаты труда (з/п курьера, помощника и т.п) | 40 000 |
Закупка товара | 200 000 |
Транспортные расходы | 7 000 |
Прочие расходы | 1 000 |
Итого | 268 000 |
Вспомним наши потенциальные 184 000 рублей в месяц, которые мы получили, умножив разницу между закупкой и продажей колясок на их возможное число продаж. Соответственно, 184 000 – 20 000 (реклама) – 40 000 (фонд оплаты труда) – 7 000 (транспорт) – 1 000 (прочие расходы) = 116 000 (не вычитаем из таблицы затраты на закупку, т.к. они уже вычтены).
Итак, чистая прибыль до налогообложения = 116 000 рублей. Вычтем 15% налог от разницы между прибылью и издержками. 116 000 * 0,15 = 17 400 рублей. Чистая ежемесячная прибыль составит 116 000 – 17 400 = 98 600 руб. Рентабельность равна 98 600/805 600*100% = 12 %.
Теперь рассчитаем приблизительный срок окупаемости вашего интернет-магазина. Для этого итог организационного плана нужно разделить на сумму чистой прибыли 715 000/98 600 = 7,2 – это означает, что магазин окупится за полных 8 месяцев. Если по расчетам срок окупаемости составил меньше года, проект можно считать очень перспективным и амбициозным.
Оценка рисков
В этом разделе нужно продумать, с какими трудностями может столкнуться ваш интернет-магазин, и каковы причины этого. Ниже представим наиболее распространенные риски в интернет-среде.
- возникновение сложностей с доставкой
- трудности при оплате товара
- отсутствие тех.поддержки интернет-магазина, некомпетентность наемных работников
- слабая клиентоориентированность
- создание неправильного имиджа вокруг своего магазина.
Вовремя предупреждая эти угрозы и не допуская новых, вы сможете вести прибыльную и успешную деятельность.
Основные выводы
В данной статье мы постарались объяснить цель создания бизнес плана для интернет магазина и основное его назначение, а также описали структуру, на основе которой следует заниматься его разработкой. Напоследок желаем вам легкого освоения сферы интернет-бизнеса, качественных бизнес-планов, и, конечно же, безусловной веры в собственные силы!
Сохранить
Сохранить